Православный праздник Воздвижения Креста Господня отмечается Православной Церковью 27 сентября по новому стилю (по старому стилю — 14 сентября). Ему предшествует предпразднство (26 сентября). После него идут 7 дней попразднства — до 4 октября. Это значит, что в эти дни в богослужения вносятся соответствующему этому празднику элементы — читаются особые молитвы. В сам праздник совершается чин Воздвижения Креста, но только если службу ведет архиерей.
Чему посвящен праздник
Праздник Воздвижения посвящен важному событию — обнаружению римской императрицей Еленой в ходе раскопок Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.
Затем патриарх Макарий, став на возвышении, поднимал (воздвигал) Крест, чтобы предоставить возможность как можно большему числу народа хотя бы увидеть святыню. От этого действия произошло название — Воздвижение.
Обратите внимание: В православном церковном календаре самыми главными праздниками являются двунадесятые (они названы так потому, что их двенадцать).
Двунадесятые праздники делятся на господские и богородичные, соответственно тому, посвящены они Господу Иисусу Христу или Пресвятой Богородице.
Воздвижение — Господский праздник. В отличие от некоторых других двунадесятых праздников, он непереходящий, то есть каждый год отмечается в одно и то же число — 27 сентября.
Часть Креста Господня в Иерусалиме
История праздника
А начиналось все так. Император Константин Первый, сын Елены, был подчиненным соправителем в Римской Империи. В государстве сложилось сложное положение с властью — было сразу несколько правителей. В Риме властвовал нечестивый Максенций, сын Максимиана. Максенций путем восстания в 306 году пришел к власти. Он угнетал народ большими налогами, а собранные средства расходовал на пышные развлечения и праздники. Христиан он гнал и убивал. Но его армия была велика, и Константин колебался в решении пойти войной на него.
Интересно: Максенций был язычником и искал помощи у ложных богов и идолов.
Константин же вспомнил, как его отец, Констанций, поклонялся Единому Богу, и решил молиться Ему. После нескольких часов усердной молитвы Константина посетило видение — ярко сияющий Крест на небе с надписью, которую можно перевести как «сим победиши». Знамение видели и многие приближенные воины. Затем на императора нашел глубокий сон, в котором он увидел Самого Спасителя, пообещавшему ему успехи в военных действиях, если он будет прибегать к помощи Креста и Его изображения. Проснувшись, император отдал приказ о повсеместном распространении изображения Креста — на доспехах, щитах и мечах воинов, на знаменах и т.п.
С того момента Константин молился перед битвами с войсками Максенция и стал одерживать победу за победой. Решающее сражение произошло в окрестностях Рима, у Мильвийского моста. Войска Максенция не выдержали и побежали с поля боя, сам он утонул в реке Тибр.
Императрица Елена отправляется на поиски святыни
Придя к власти, Константин объявил свободу вероисповедания и прекратил гонения на христиан. Позднее он принял решение найти одну из главных святынь христианской религии — Животворящий Крест, то есть Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Также было принято решение построить храм на священном месте Воскресения Христова.
Реализацией этих намерений занялась императрица Елена — мать Константина, с которой он состоял в тесных отношениях. Под влиянием сына она тоже приняла христианство.
Главная дата: В 326 году Елена начала путешествие в Иерусалим.
К тому времени облик Иерусалима претерпел значительные изменения по сравнению с периодом земной жизни Спасителя. В ответ на восстания против Римской власти 66 года полководец Тит захватил и разрушил Иерусалим. Великий храм был сожжен. Позднее пришел император Адриан, придерживавшийся древнеримской религии. Им был на священном месте установлен храм римской богини сексуальных наслаждений Венеры (Афродиты).
Все священные реликвии оказались под землей. Поэтому Елене пришлось предпринять трудные поиски.
Поначалу евреи лукавили и не хотели показывать местонахождение Креста Господня. Но под угрозой применения силы они указали на старика по имени Иуда, который обладал нужными сведениями. Иуда тоже долго сопротивлялся, но под пытками из него удалось выбить нужные сведения. Он указал место, на котором стоял храм Венеры и прочие языческие капища. Языческий храм был разрушен, и в этих местах были произведены тщательные раскопки.
Интересно: Вскоре появилось благоухание, указывающее, что поиски идут в правильном направлении.
Места Распятия и Воскресения Христова были обретены. Три креста и дощечка с надписями были найдены вблизи Голгофы.
Распятие Иисуса на Голгофе
Сведения из Евангелия
Согласно Евангелию, Иисус Христос был казнен вместе с двумя разбойниками, чьи кресты стояли слева и справа. Один из разбойников покаялся перед Господом и был прощен.
Древнееврейские обычаи предписывали орудие казни погребать вместе с казненным преступником. Но Господь был предан на казнь в соответствии с римским правом. Кроме того, погребение Его совершали ученики — ранние христиане. Они, конечно, не положили Крест в пещеру — Гроб Господень.
Испытание Креста
Теперь трудно было определить, на каком из крестов был распят Спаситель. Вопрос был решен путем испытания, предложенного патриархом Макарием.
В окрестностях жила одна женщина, уже долгое время страдавшая от неизлечимой болезни и находящаяся при смерти. Ее принесли, и сначала к ней приложили первые два креста, но ей не стало лучше. После приложения третьего Креста она мгновенно исцелилась (по другим данным, исцеление произошло, как только ее осенила тень от Креста).
Существует также версия, что при прикосновении к Святому Кресту воскрес умерший человек, уже приготовленный к погребению.
Столь убедительные доказательства не оставляли сомнений. Интересно, что старик Иуда, указавший место, сам принял христианство и впоследствии даже стал Иерусалимским патриархом, преданным на мучение при императоре Юлиане Отступнике.
Традиции поклонения
С того момента началось поклонение Животворящему Кресту. Вначале патриарх поднимал Его, чтобы как можно большее число людей смогло Его увидеть. При этом люди произносили одну из основных христианских молитв: «Господи, помилуй». На этой основе впоследствии был разработан чин поклонения Кресту в соборах, когда святыню поднимает над головой архиерей.
Из истории: Елена начала строить храмы в Иерусалиме и по всей святой земле.
Первой была построена церковь Воскресения на месте обретения Животворящего Креста. Всего было построено восемнадцать храмов в разных священных для христиан местах.
Точных сведений о последующей судьбе святыни нет. Известно, что она была разделена на частицы и разошлась по храмам во всем христианском мире. Первоначальное разделение на две части было осуществлено Еленой, которая часть отослала к Константину, а часть оставила заключенной в драгоценный ковчег на поклонение для народа в Иерусалиме. Толпы народа приходили в храм и прикладывались ко Древу. Возглавлял поклонение епископ. Но, несмотря на принятые строгие меры, разделение Древа на частицы продолжалось.
Из истории войны с Персией
В 7 веке, при императоре Фоке, святыня была похищена в ходе персидского нашествия и перевезена в Персию. Но преемник Фоки, император Ираклий, восстановил порядок. Вначале его военные действия против персидского царя Хозроя не увенчались успехом. Тогда он прибегнул к молитвам, постам и богослужениям.
Важно: Господь помог благочестивому правителю, и победа над персами состоялась.
В 628 году Святой Крест был возвращен в Иерусалим.
Тогда совершилось очередное чудо. Древо в храм понес на плечах сам Ираклий. Он был одет в царское облачение. Но при подходе к Лобному Месту почему-то царь не смог идти дальше. Тогда к патриарху Захарии пришло откровение, что мученический Крест надлежит нести в простой одежде и с босыми ногами. Ираклий переоделся в простую одежду и смог продолжить движение.
Крест был возложен на свое прежнее место в храме.
Дальнейшая судьба святыни
Можно утверждать, что Он пребывал там до времен крестоносцев (до 13 века). Дальнейшую Его судьбу проследить трудно.
На сегодняшний день только сохранились сведения, что многочисленные частицы Креста хранятся в различных христианских храмах и монастырях по всему миру. Точная достоверность каждой из частиц сегодня полностью доказана быть не может. Остается только принимать их как объект для поклонения.
Вот список храмов и монастырей, в которых хранятся частицы, в России:
- Александро-Свирский монастырь,
- Благовещенский монастырь (Нижний Новгород),
- Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород),
- Богоявленский собор в Елохове,
- Воскресенско-Фёдоровский монастырь,
- Крестовоздвиженский монастырь (Екатеринбург),
- Покровский Александро-Невский монастырь,
- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры,
- Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков),
- Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь,
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Самая большая по размерам из частиц хранится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ее размеры составляют: 635 мм в длину, 393 мм в ширину, 40 мм в толщину. Частицы, пребывающие в России, имеют гораздо меньшие размеры.
Храм Гроба Господня, Иерусалим
Воздвижение — постный день
В простонародной речи название праздника на протяжении веков подвергалось разным искажениям — крестьяне называют его Вдвижением, Сдвижением и т.п. Смешавшись с народной памятью о языческих традициях, праздник оброс в среде крестьян многочисленными поверьями, не имеющими богословской ценности.
Важно: По церковному уставу, Воздвижение — это постный день, запрещены к употреблению продукты животного происхождения — мясо, птица, рыба, яйца, молочное.
Но, в отличие от некоторых других постов, растительное масло разрешено. На Руси особенно популярна в этот день квашеная капуста, приправленная растительным маслом.
Смысл и традиции богослужения в этот день
Смысл этого праздника для православного христианина отличается от смысла Страстной Седмицы. В седмицу Страстей Христовых православные строго постятся и со страхом вспоминают о страданиях Спасителя. А на Воздвижение надлежит пребывать в духовной радости по поводу своего искупления и спасения Господом.
Важно! В день Крестовоздвижения служатся Всенощное Бдение и Литургия. Соединение этого господского праздника с памятью какого-то другого святого недопустимо, поэтому память святителя Иоанна Златоуста совершается в другой день.
Во время Утрени Евангелие читается в алтаре. В определенный момент священник или епископ выносит Крест. Это, конечно, не сам Животворящий Крест, а его символ. Но в этот день от него исходит особая благодать. Прихожане по очереди прикладываются к нему, а священник помазывает их святым елеем.
Крест остается лежать на аналое до 4 октября — дня отдания праздника.