Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

Церковный комплекс, расположенный на Валаамском архипелаге, притягивает паломников удивительной здешней природой и умиротворенностью атмосферы, которая позволяет забыть прихожан о мирской суете. Это православный монастырь имеет статус ставропигиального, то есть независимого от местной епархии.

История создания церковного комплекса

Считается, что Валаамский церковный комплекс создавался в конце X столетия (однако, некоторые исследователи указывают более раннюю дату), а его расцвет и развитие приходится на XV-XVI вв.

В далеком прошлом здешние места, поражающие величием и красотой природы, привлекли язычников. Идолопоклонники построили на этой территории капище идолов, где приносились жертвы, и происходило поклонение богам. Появление христианства на Валаамских островах совпадает с периодом, когда Русь принимала Крещение.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Предание гласит: ученик Спасителя Христа апостол Андрей Первозванный, выполнявший миссию по проповеди Евангелия, шел на север из священных земель и добрался до неспокойных вод озера Нево. Именно здесь, на «Валаамских горах» он установил каменный крест, символизирующий обязательное пришествие христианства в эти живописные места. Если говорить об основании монастыря Преображения Господня, исследователи выделяют две исторические концепции.

  1. Согласно первой, через девять столетий после прихода на Валаам апостола Андрея Первозванного, сюда явились святые подвижники Сергий и Герман, которым приписывается роль просветителей карельских племен. Иноки пришли из греческих земель и основали на самом большом острове монашеское братство. К сожалению, письменные источники их жития считаются официально утраченными.
  2. Другая концепция склоняется к мнению, что церковный комплекс на Валааме основывался в X-XI вв. Версия опирается на летописи, в которых описывается житие святого Авраамия Ростовского. В тексте упоминается о том, что этот преподобный подвижник навещал Валаамский церковный комплекс в X столетии. В житие также рассказывается о перенесении в 1163 г. останков святителей Сергия и Германа в новгородские стены.

Дневной распорядок братии

О режиме, которого придерживаются монахи, рассказал епископ Панкратий, действующий настоятель Валаамской обители.

  • Утреня происходит в пять утра, после чего монахи переходят в церковь Валаамской иконы Богородицы, чтобы участвовать в литургии. Богослужения заканчиваются в восемь.
  • После завтрака и небольшого отдыха братия отправляется на послушание. Обед начинается в час дня. Через 30 минут у раки основателей обители читают молебен.

    Рака с мощами преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

  • Богослужения на Валааме начинаются в пять часов вечера, после читают правила монастыря, три канона и акафист Богородице, а также обязательный чин прощения.
  • Далее, братия отправляется в трапезную, в девять вечера колокола возвещают о времени полного безмолвия, которое характеризуется чтением Иисусовой молитвы и низких поклонов.
  • В 22:00 всё отправляются на покой, сон длится в среднем 4-5 часов, еще два часа разрешается отдохнуть после обеда. Таким образом, братия придерживает строгих уставов, начертанных в святоотеческих текстах. Новоначальному монаху следует спать ровно шесть часов, чтобы успела восстановиться нервная система.

На заметку! Дата создания обители на Валааме — чрезвычайно сложная тема из-за древности и различных точек зрения. Только с XIV столетия появляются документы, в которых находится относительная достоверность на тему основания монастыря Преображения Господня. Церковный комплекс упоминался в рукописи, которая рассказывала о житие создателя Соловецкой обители, преподобного Савватия. В некоторых книгах датой основания считают 1407 г.

Становление обители

Место создания располагается в большом удалении от суеты материального мира. Острова окружены водной стихией и в совершенстве подходят для духовного становления иноков, ведущих уединенную и тихую жизнь. Восхитительный по своей красоте край включает великолепное разнообразие животных и растительности, среди которых попадаются экземпляры из Красной книги.

Свято-Владимирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Практически вся территория озеленена хвойным лесом, испещрена различными скальными образованиями. В состав архипелага входит пятьдесят небольших островов, а Валаам, который изредка называют Северным Афоном, занимает более 3\4 от всей площади.

  • В первые годы после основания территория, которую облюбовали пришедшие монахи, подвергалась яростным набегам шведских наёмников, которые вымещали свою злобу на беззащитных иноков после того, как проигрывали сражения русским войскам.
  • Поле продолжительных варварских нападений на обитель было решено транспортировать останки основателей Сергия и Германа в один из храмов Новгорода. Мощи возвратили на Валаам только в конце XI столетия, когда угроза со шведской стороны утихла. Святыню предусмотрительно схоронили внутри скалы, и сегодня она лежит в этом месте.
  • После заключения мира с королём Швеции Магнусом, который после отказа от престола принял монашеский сан, Валаамская обитель начала активно развиваться. До XVI столетия монастырь Преображения Господа имеет особенное благословение со стороны российских царей. Правители освобождали священные земли от налогов, создавали законы, запрещающие нерациональное использование ресурсов на этих территориях.
  • Захватнические действия со стороны Швеции повторились в 1578 г. Иноземные войска истребляли карелов, грабили Валаамский монастырь и по-варварски истребляли монахов, не пожелавших отказаться от православия.
  • Через несколько лет обитель поразила еще одна беда. Множество невинных жизней унесла безжалостная эпидемия чумы. А еще позже шведские варвары окончательно разорили Валаамский монастырь, уничтожив все постройки и святыни. Некоторые иноки скрывались в Антониево-Дымском церковном комплексе, другие — в близлежащих лесах.
  • В начале XVII столетия Русь заключила мирное соглашение со Швецией. Царь Федор Иоаннович распорядился выделить финансы на восстановление святой обители. На территории монастыря отстроили храмы, кельи, трапезные, а также ограду. Церковный комплекс значительно расширился за счёт строительства целых двенадцати скитов, поэтому его стали именовать Великой Лаврою.
  • Однако вскоре неугомонные шведские воители вновь принесли беды на эти земли. Захватчики истребили всех монахов, уничтожили все церковные строения, а на их месте воздвигли свои дома, стремясь истребить православие из Валаама. Более сотни лет территории находились под полной властью шведского короля.

На заметку! Обитель на Валаамских островах имеет статус ставропигиального. Она находится под начальством Патриарха всея Руси и не подчиняется местным епархиям.

Алексий II восстановил здесь игуменство, основывающееся на старинном указе самой обители. Монастырский устав отличается строгостью и ссылается на законодательство Афонских монастырей. Настоятель не имеет права предпринимать решение без монашеского совета, поэтому в обители регулярно проводится Духовный Собор, рассматривающий мнения всех участвующих чинов.

Исторический период XVIII-XIX вв

Указ о полном восстановлении монастыря в 1715 г. издал царь Петр I. Помощь в этом великом деле оказывала Кириллова обитель, поставлявшая на Валаам церковную утварь, рабочие инструменты, провизию и т.п. Святые места на островах вновь активно зажили честной жизнью, а государство чрезвычайно лелеяло идею восстановления из праха.

Памятник святому Апостолу Андрею в Валаамском монастыре

На территории было воздвигнуто еще больше храмов, часовен и келий. К 1811 г. в стенах обители не находилось ни одной постройки из дерева, строительство велось при помощи кирпича. Вплоть до начала XIX столетия Валаамский монастырь активно обустраивался и возвращал прежний статус.

  • В 1811 г. территория, на которой располагался церковный комплекс, вошла в пределы Финляндской губернии (ныне Выборгская). Через восемь лет в святые места на Валаамский островах приехал царь Александр I.
  • В 1839 г. отца Дамаскина назначили настоятелем в монастыре, преподобный руководил более сорока лет. Он добился того, чтобы строительство церковного комплекса доверяли только квалифицированным специалистам. Одним из первых архитекторов, приглашенных отцом Дамаскиным, был А. Горностаев.
  • Настоятель стремился строго ограничивать братию, беря пример с великих послушников и святых. Приемником сурового игумена стал Ионафан II, который принялся осуществить строительство Спасо-Преображенского храма на территории Валаама. Этот величественный собор рассчитывался на 3 000 людей.
  • В головах послушников возникла мысль о том, чтобы сделать церковный комплекс Новым Иерусалимом, поэтому постройки начали именовать названиями, отсылающими к Новому Завету.

Послеоктябрьский период истории

В 1918 г. святые острова вновь вошли в состав финляндского государства, что позволило обители сохранить постройки от угрозы антирелигиозных большевиков. Однако православие на Валааме испытывало угнетающее давление со стороны лютеранства — главенствующей религии Финляндии. Власти требовали от настоятеля Серафима, чтобы он за короткий срок выучил финский язык. Преподобный отказался сдавать экзамен, и был сослан на остров Коневец.

Иконостас церкви Воскресения Христова в Воскресенском скиту Валаамского монастыря

Вскоре из Эстонии для управления Спасо-Преображенским монастырем прислали священника Германа, при котором обитель погрузилась в тяжелую атмосферу непонимания и раздоров.

В период Советско-финской войны обитель стала местом боевых действий, все монахи покидали острова, забирая с собой ценные реликвии. В марте 1940 г. большой колокол возвестил о том, что церковный комплекс прекратил свою деятельность. В этом же году в кельях организовали школы для военных. Через четыре года финские военные покинули острова, а в стенах монастыря соорудили целлюлозный завод и организацию лесничества.

  • В 1950 г. здесь устраивали дома для ветеранов ВОВ, куда перемещали инвалидов из Ленинграда. С 60-х г. XX века на острова стал ходить пароход с паломниками. Через два десятка лет здесь соорудили музей-заповедник, началась полноценная реставрация памятников.
  • В 1989 г. на Валааме возрождается чин богослужений. В 1993 г. Алексий II назначает настоятеля обители, им становится архимандрит Панкратий. В 2005 г. паломники и туристы услышали звон колоссального колокола, который получил имя Андрея Первозванного.
  • Алексий II посетил церковный комплекс в сентябре 2007 г. и освятил храм в Смоленском ските. Во время визита он наградил особенным орденом наместника монастыря Панкратия. Патриарх совершил еще один визит через год.

Как добраться

Монастырь Преображения Господня отличается суровостью установленных правил. Игумен Мефодий отмечает, что из 20 людей, пытающихся начать духовный путь, на постоянное жительство остается только один. Ежегодно сюда прибывает примерно 100 000 паломников, 9\10 из которых — простые туристы.

Гостиница Валаамского Спасо-Преображенского монастыря

Добраться до святого места удобнее из Приозерска, до которого можно доехать с Финского вокзала, что в Санкт-Петербурге. До города едет электричка и автобус. В Приозерске паломники должны добраться до монастырского причала. Теплоход на архипелаг отходит в 9:30 и доставляет людей в бухту церковного комплекса на Валааме.

По приезде прихожане регистрируются в гостинице и заселяются в номер.

Важно! За счет удивительного природного окружения и отдаленности от мирских сует Валаамский монастырь обладает колоссальной популярностью, ежегодно привлекая огромное количество паломников. Обитель прошла многовековую историю, которая изобиловала расцветами и полными разрушениями.

Сегодня же церковный комплекс укрепляется и совершенствуется, не забывая о тяжелейших временах собственного становления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: